19 мар. 2008 г.

В ореоле двойной радуги - Крым+ (Крым)

Отели, гостиницы Крыма, путевки в Крым

Стремление выделить акварелистов в Луганском отделении Национального союза художников Украины приведет энтузиаста от искусства к неожиданному результату. Только Ирина Александровна Сержантова масштабно и последовательно работает в этой технике. Камерная выставка ее акварелей в отделе искусств областной библиотеки им. Горького дает удачный повод рассказать об уникальном живописце. А также о дизайнере.

После окончания Харьковского художественно-промышленного института в начале 70-х годов И.А. Сержантова мечтала реализовать себя как художник декоративного искусства. Аскетичный в своем убранстве г. Луганск, казалось, ждал воплощения ее ярких проектов. Спустя несколько десятилетий у нее появилась грустная возможность сравнить то, что хотелось, с тем, что осталось.

На всех своих персональных выставках Ирина Александровна включала в экспозицию модель фонтана «Облака и птицы». Мягкие объемы и плавные линии произведения сияли для зрителя радужными переливами нанесенного цвета. В реальном фонтане ощущение майской свежести должны были усилить стекающие струйки воды. Вместо воздушного декора вдоль ул. Советской поставили мощную выгородку «Доски почета» и предложили дизайнеру упростить свой проект. Новый вариант назывался «Салют» и по идее должен быть насыщен пластическими нюансами. При возведении объекта коллеги автора по-скорому сработали фонтан из бетона. И еще более упростили. В последние годы своего существования грязноватый «Салют» уже не сочился водой, а фотографии с «Доски…» облетели. В 90-х годах все снесли. С тех пор и на всю жизнь в И. А. Сержантовой затаилось глубокое изумление перед способностью исполнителей-новаторов придать самой радостной идее страшноватую загадочность.

Фонтан возле «Детского мира» так и не был создан. Совершенный в своей трогательной человечности и очень близкий к детскому восприятию макет хранится в мастерской. Его существование ежегодно согревается надеждой дизайнера на заветный уголок города. В парке им. Щорса потоптанные «рыбки», «звезды» и «осьминоги» еще сохраняют мозаику и некую ершистую непобежденность. Автор утверждает, что был еще декоративный крокодил. До сих пор существуют вазоны для цветов возле здания обл-госадминистрации. Они украшены солярными и водными знаками и надежно отлиты из бетона. Рельефы композиции «Труд» в одной из сберкасс города были разрушены в связи с ремонтом. Автору предложили забрать терракотовые фрагменты. Вероятно, на память. Декоративная композиция «Музыка» долго и успешно разнообразила интерьер областной филармонии. Сейчас здание на реконструкции. Этот факт вызывает у Ирины Александровны стойкое нежелание что-либо узнавать о судьбе последнего «живого» произведения.

Разрушались работы, и менялось представление художника о себе. Вероятно, был творческий кризис. В мастерской стоит давно уже сплетенный гобелен «Дерево весны». Несколько лет, нить за нитью, автор воссоздавал идею возрождения жизни. Работа была закончена, когда лиловый покореженный ствол до самой вершины расцвел сферами то ли светил, то ли молодых побегов. Гобелен мастер сравнивает с живописью, с тем единственным видом искусства, который общество приняло от нее. И продолжает принимать как подарок.

Огромные яблоки на полированном столе И. А. Сержантова написала акварелью с натуры, когда получила посылку от бабушки из Средней Азии. Натюрморт молодого художника и педагога был на республиканской выставке и потом украшал учительскую Луганского государственного художественного училища. Эту работу учащиеся нередко воспринимали через утверждение преподавателей, что именно так надо писать.

Акварель сопровождала И. А. Сержантову и в пору ученичества во время творческих практик, и в самостоятельных поездках по стране. Околицы Луганщины, горы Крыма, восходы Кавказа, полдни Молдавии, уголки Прибалтики запечатлевались живописцем в сотнях этюдов. Когда она приезжала на новое место, то не могла спать и сутками наблюдала изменения в природе, «как кино». Навсегда запомнила она встречу с необычным природным явлением. В подмосковном п. Протвино над озером и лесом на фоне сказочных облаков Ирина Александровна увидела двойную радугу. Две семицветные дуги торжественно и мощно опирались на горизонт, пока она изображала увиденное на бумаге. Датированный 1975 годом этюд послужил материалом для создания большой композиции. Однажды какой-то любитель незаметно взял ее в свою коллекцию. Второй вариант двойной радуги экспонировался на различных выставках.

Свое участие в областных, региональных и всеукраинских выставках И. А. Сержантова воспринимает как положительный импульс. Даже если ее работы представлены в разделе графики. Вслед за сотнями акварелистов она с безнадежной настойчивостью повторяет, что у нее тоже живопись, но выполненная водяными красками.

Графическими художник считает те миниатюры, что выполнены ею черной шариковой ручкой в больничной палате. Былинки, травинки и полевые цветы помогали ей постигать строение мироздания и обретать здоровье. Это была изысканная изо-фито-терапия.

Накануне 8 Марта Ирина Александровна охотно предоставила для выставки в библиотеке двенадцать акварелей. Они были написаны в разное время в полный формат ватманского листа. Ее пейзажи и натюрморты не фиксируют сиюминутную природную данность, но в разной тональности цвета слагают единый гимн жизни. Эмоциональное звучание живописи задается автором в насыщенном цветовом спектре с акцентом на контрасте лимонно-оранжевых и сине-лиловых сочетаний. Солнце и вода, зелень листвы и белизна облаков, пышное разноцветье букетов придают мотивам тот возвышенный оптимизм, который она хотела выразить в своих проектах. Художник выстраивает свои акварели так, как будто создает монументальную роспись или панно из майолики. При этом динамика мазков и перепады холодных и теплых токов вызывают ощущение движения воздуха. И в пейзажах, и в натюрмортах автор дает активный перепад высот и направлений. Различные формы в визуальном эффекте вздымаются к небу, устремляются к долу или плавно уходят за горизонт. Акварели глубоко и страстно дышат, но их темперамент скрыт аристократическим достоинством исполнения. В благородном дыхании света, цвета и форм нескучно живут все ощущения автора, все его встречи с природой и с близкими сердцу людьми.

Белый всплеск пионов напоен воспоминаниями о палисаднике в мамином домике. Подсолнечники из Полтавской области «качаются» среди полей с. Николаевка. Прибалтийский дощатый мост как будто бы выгорел под южным небом. Пижма и хризантемы из пограничной Можаевки названы «Осень». Рядом в экспозиции цветочный мотив представляет весну. Цветущее фруктовое дерево на фоне венецианской сини написано возле мастерской луганского художника. Вселенский мотив жилища среди деревьев на фоне солнца призывает: «Сбереги свой дом!»

И. А. Сержантова пишет акварелью подолгу. Она талантливо и точно наслаивает один прозрачный мазок на другой. При этом чудом сохраняются свежесть и чистота цвета. Она пишет, как будто ткет, или выстраивает, или выкладывает в мельчайшей мозаике цветущее бытие в искусстве. Без грязи, хамства и недоделок.

У художника в мастерской есть несколько керамических плакеток. Она создала их по мотивам сказки Мориса Дрюона о мальчике с волшебными пальцами. Своими прикосновениями юный герой превращал смертоносное оружие в букеты цветов. Прикосновение кисти художника не может преобразить заданную на каждый день реальность. Флора из Луганска создает свой заповедный мир с цветами, водоемами и облаками. И с радугой для всех.

Проектированию своего пространства преподаватель спецдисциплин Ирина Александровна Сержантова обучает студентов Луганского государственного института культуры и искусств. Обучает интеллигентно, интеллектуально и очень требовательно. В точном деле мироустроения все должно быть на высоте семицветного аккорда мечты.

Сергей Синицын

Комментариев нет: